В I полугодии 2013 г. происходило дальнейшее замедление экономического роста, начавшееся в 2012 году. За период с конца 2011 г. прирост ВВП в годовом выражении снизился с 5% и более до 1,6% в I квартале 2013 г. и до 1,2% во II квартале. В целом за I полугодие 2013 г. прирост ВВП составил 1,4%, говорится в уточненном прогнозе социально-экономического развития РФ на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг. Минэкономразвития РФ.
Одним из основных факторов, повлиявших на снижение экономического роста, стало ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры и снижение внешнего спроса. В результате негативной динамики на мировых рынках сырьевых товаров средний индекс экспортных цен в I полугодии 2013 г. принял отрицательное значение, понизившись на 3,4% против прироста на 5,3% за соответствующий период прошлого года.
Экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья сократился в результате низкого урожая 2012 г. В итоге стоимостной объем экспорта товаров за I полугодие 2013 г. снизился на 3,8% по сравнению с I полугодием 2012 г.
Динамика потребительского спроса также оказывала негативное влияние на экономический рост.
Предполагается, что наиболее низкую точку экономическая динамика прошла в середине 2013 г., и во II полугодии рост ВВП хотя и будет оставаться неустойчивым, но начнет постепенно ускоряться. По оценке Минэкономразвития РФ, годовой прирост ВВП уже в июле ускорился до 1,8% против 0,2% в мае и 0,4% в июне. В июле также возобновился рост ВВП по отношению к предыдущему месяцу после его двухмесячного отсутствия. Постепенно начал восстанавливаться рост инвестиционного спроса и ускорился рост потребительских расходов. Предполагается, что эти тренды будут усиливаться в оставшиеся месяцы 2013 г.
Ожидается, что прекращение спада в Еврозоне будет способствовать повышению спроса на российский экспорт. Увеличатся поставки химической продукции, продовольствия, машин, оборудования и транспортных средств, стабилизируется ситуация на рынке металлов.
Положительный вклад в рост ВВП также должен внести более высокий урожай 2013 г. Засуха привела к негативному вкладу сельского хозяйства в прирост ВВП во II полугодии 2012 г. в размере 0,4 п.п., тогда как во II полугодии 2013 г. ожидается, что вклад сельского хозяйства станет положительным и обеспечит 0,3 п.п. прироста ВВП.
Кроме того, по мере исчерпания эффекта плохого урожая 2012 г. быстро замедляется рост цен на продовольственную продукцию, что определяет общее снижение индекса инфляции. С мая по август 2013 г. продовольственная инфляция снизилась с 9,2% до 6,1%, и ожидается, что снижение продолжится и в оставшиеся месяцы года. В результате общий прирост потребительских цен замедлился с 7,4% в мае до 6,4% в августе, и к концу года он не будет превышать 6%. Такая динамика поддержит реальный рост доходов населения и потребительских расходов в оставшиеся месяцы 2013 г.
В 2013 г. развитие агропромышленного комплекса в целом может характеризоваться положительной динамикой основных показателей, так как высокий темп роста (107%) вызван, прежде всего, эффектом низкой базы. В 2012 г. в связи с неблагоприятными погодными условиями в российских регионах растениеводство и в целом аграрный сектор «сбавили обороты», не дотянув до рекордных в 2011 г. показателей по ряду сельскохозяйственных культур. Взлетевшие цены на зерновые внесли свой вклад в формирование уровня рентабельности как в растениеводстве (35,3% в 2012 г. против 31,3% в 2011 г.), так и в сельском хозяйстве (22,3% и 19,6% соответственно).
В 2013 г. в пищевой отрасли динамика не утратит положительной траектории роста, однако ожидается его значительное ослабление (101,1%), связанное с общим макроэкономическим фоном (высокие процентные ставки, рост долговой нагрузки на домашние хозяйства и др.), рисками вступления России в ВТО. За январь — июль 2013 г. относительно аналогичного периода 2012 г. индекс производства пищевых продуктов, включая напитки, и табака составил 101%.
Существенное влияние на развитие агропромышленного комплекса в последние годы оказывали меры государственной поддержки, предусмотренные Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (далее — Госпрограмма) на 2008 — 2012 гг. Ключевым результатом Госпрограммы стало поступательное развитие мясного животноводства, которое по итогам ее реализации превысило целевой показатель на 3 процентных пункта.
На выполнение показателей по растениеводству повлияли неблагоприятные погодные условия в 2009, 2010 и 2012 гг., снизив валовые сборы основных сельскохозяйственных культур. В 2012 г. к 2007 г. рост производства продукции растениеводства составил 14,6% против запланированного 15,9%.
С 2013 г. стартовала Госпрограмма на 2013-2020 гг., предусматривающая расширение направлений поддержки, увеличение объемов финансирования и модификацию подходов в соответствии с принципами и правилами ВТО и стран-участниц Единого экономического пространства.
В среднесрочной перспективе проводимая Правительством Российской Федерации агропродовольственная политика сохранит весомое значение в формировании динамики развития агропромышленного комплекса в дополнение к традиционному набору основных факторов:
- агрометеорологические условия;
- макроэкономические условия;
- платежеспособный спрос населения;
- волатильность внешнего рынка;
- интеграционные процессы, связанные с вхождением России в ВТО и формированием Единого экономического пространства;
- рационализация использования факторов производства;
- развитие новых рынков, в том числе рынка биотехнологий (работа в рамках техплатформ «Биоиндустрия и биоресурсы — Биотех-2030″, «Биоэнергетика», «Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК — продукты здорового питания», реализация комплексной программы развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года «Био-2020″);
- инновационное обновление агропромышленного комплекса;
- организационно-управленческие факторы, направленные на совершенствование менеджмента и маркетинга предприятий с целью оперативного реагирования на изменение конъюнктуры рынка, повышение производительности труда и другие;
- кадровый потенциал;
- реализация экспортного потенциала.
Среднегодовой темп роста производства продукции сельского хозяйства в 2013 — 2016 гг. ожидается на уровне 103,6%, производства пищевой продукции, по оценке, составит 102,4%.
Новый режим функционирования экономики, переход к единым правилам торгово-экономических отношений в условиях Единого экономического пространства и присоединения России к ВТО определили объективную необходимость пересмотра ряда положений господдержки и разработки комплекса мероприятий, частично демпфирующих негативные последствия развития в будущем рынков агропродовольственной продукции, особенно ряда уязвимых товарных групп (молочная продукция, свинина, колбасные изделия, рис).
Были приняты защитные меры поддержки в форме обнуления ставки налога на прибыль организаций для сельхозтоваропроизводителей, установления льготной ставки в размере 10% по налогу на добавленную стоимость при реализации и ввозе племенных животных на период до 31 декабря 2017 г., реализации нового механизма поддержки по обновлению парка техники в виде субсидирования производителям сельскохозяйственной техники затрат на ее производство при условии продажи сельхозпроизводителям техники со скидкой в размере не менее 15%.
В целях классификации мер поддержки сельского хозяйства в соответствии с правилами ВТО разрабатывается порядок и критерии отнесения территорий к неблагоприятным для производства сельскохозяйственной продукции для освобождения от обязательств по сокращению поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих деятельность в таких регионах в соответствии с Соглашением ВТО по сельскому хозяйству.
Одобрена Концепция согласованной (скоординированной) агропромышленной политики государств-членов Таможенного Союза и Единого экономического пространства, в рамках которой предполагается решение задач сбалансированного развития производства и рынков сельскохозяйственной продукции и продовольствия, обеспечения справедливой конкуренции между субъектами государств-членов, в том числе равных условий доступа на общий аграрный рынок, унификации требований, связанных с обращением сельхозпродукции и продовольствия.
Проводится работа по разработке перечня видов агропродовольственной продукции, в отношении которых устанавливается запрет на закупки для государственных и муниципальных нужд в случае, если страной происхождения такой продукции не являются страны Единого экономического пространства, за исключением случаев отсутствия ее аналогов, производимых на территории Единого экономического пространства.
В новой Госпрограмме изменение мер государственной поддержки сельского хозяйства выразилось, в частности, в снижении уровня кредитной поддержки производителей при одновременном введении новых видов субсидий за счет бюджетных средств: на литр товарного молока в животноводстве и на 1 га в растениеводстве.
Объем бюджетных ассигнований, выделенных на поддержку сельского хозяйства с учетом дополнительного вливания в размере 42 млрд рублей, в 2013 г. составил 178,2 млрд рублей (в 2012 г. — 137,6 млрд рублей). В условиях жестких бюджетных ограничений объем финансовых средств за счет федерального бюджета ожидается в 2014 г. на уровне 144,9 млрд рублей (с учетом нераспределенного резерва в размере 14,3 млрд рублей), 2015 г. — 142,9 млрд рублей, 2016 г. — 142,1 млрд рублей.
Предположительно, доля консолидированной господдержки в валовом объеме производства корпоративного сектора опустится с 13% в 2013 г. до 9% в среднесрочный период.
Низкая обеспеченность аграрного бюджета в среднесрочной перспективе формирует негативные тенденции развития сельского хозяйства в долгосрочной перспективе. В растениеводстве снижение уровня погектарной субсидии с 339 руб./га в 2013 г. из федерального бюджета до 206 руб./га в 2014 г., 215 руб./га в 2015-2016 гг. при низком уровне субсидирования краткосрочных кредитов на проведение сезонно-полевых работ в конечном итоге отразится на показателях внесения минеральных и биоудобрений, средств химической защиты растений, проведении комплекса мероприятий химической
мелиорации.
Для выхода на параметры устойчивой динамики роста растениеводства при обеспечении гарантированного уровня урожайности необходимо внесение минеральных удобрений, по оценке, как минимум 5 млн тонн д.в. против 2,6 млн тонн д.в. в 2012 г. Отсутствие у сельхозтоваропроизводителей финансовых ресурсов на приобретение сбалансированного объема удобрений, проведение известкования, фосфоритования, гипсования земель впоследствии может усугубить процесс деградации и истощения почв.
Недостаточный уровень кредитной поддержки, прежде всего в животноводстве, ослабляет инвестиционную привлекательность сектора, создает предпосылки для перевода объектов в категорию «долгостроев», тормозит выход предприятий на проектную мощность. При прогнозируемом росте емкости продовольственного рынка запускается обратный механизм восстановления импортных поставок, ухудшающий показатели продовольственной безопасности страны.
С учетом принятых обязательств России перед ВТО в отношении снижения таможенной защиты, недостаточного уровня финансового обеспечения ряда чувствительных отраслей (свиноводство, молочное животноводство, льноводство, рисоводство и др.), общего макроэкономического фона существуют риски снижения капитализации сельского хозяйства, удлинения сроков окупаемости проектов, формирования инвестиционной пассивности, которая в свою очередь определяется существующей долговой нагрузкой на сельхозтоваропроизводителей, отсутствием «длинных дешевых» денег.
Финансовые проблемы и нестабильная конъюнктура агропродовольственного рынка обнажили давно назревшие проблемы, связанные с невозвратностью кредитов, ухудшением качества долговых портфелей, генерированием фонда токсичных активов. По оценкам, в 2012 г. уровень кредиторской задолженности составил 1,9 трлн рублей, из которой 20% приходится на просроченную кредиторскую задолженность, а соотношение кредиторской задолженности к выручке — 130,7%. Однако необходимо понимать, что без привлечения кредитных ресурсов в экономику невозможно добиться высоких темпов развития бизнеса.
Учитывая сложившиеся обстоятельства, в среднесрочной перспективе увеличение или снижение уровня инвестиционного потока будет зависеть от реализации точечных проектов, например, в мясном скотоводстве (Агропромышленный холдинг «Мираторг»), проектов в тепличном овощеводстве, проектов по глубокой переработке зерна. Рост объемов инвестирования в сельское хозяйство в 2016 г. к 2012 г., по оценке, не превысит 10-15%.
На развитие агропромышленного комплекса существенное влияние также оказывают тенденции мировых рынков сельскохозяйственного сырья и продовольствия. По прогнозам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (Food and Agriculture Organization — FAO), после относительно нестабильной ситуации и высоких цен в 2012-2013 гг. хорошие прогнозы на урожай и вероятное увеличение мировых запасов могут обеспечить более стабильную ситуацию на мировых рынках и привести к ослаблению цен в новом сезоне в 2013-2014 гг.
Дополнительный импульс развитию агропромышленного комплекса может придать увеличение финансирования сектора, ввод производственных мощностей в установленные сроки, благоприятная внешняя конъюнктура и природные условия, устойчивый спрос на продовольствие. Совокупность вышеприведенных факторов может оказать повышательный эффект на объем производства сельскохозяйственной продукции за 3-летний период на 1,6 п.п., пищевой промышленности — на 0,7 процентных пункта.
В среднесрочной перспективе в структуре сельскохозяйственного производства объемы производства растениеводческой продукции балансируют с объемами животноводческой продукции. Искомый стратегический потенциал роста свойственен внутреннему рынку мяса, овощей и рыбы, а также рынку зерна и продуктов его переработки.
За счет внедрения в производство современных технологий и прогрессивных методов земледелия производство продукции растениеводства в 2016 г., по оценке, может вырасти на 22,6% по отношению к 2012 г. Снижение уровня чувствительности растениеводства от природно-климатических условий призвана обеспечить реализация мероприятий ФЦП «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 гг.», которая стартует в 2014 г.: ввод в эксплуатацию мелиорируемых земель за счет реконструкции, технического перевооружения и строительства новых мелиоративных систем, защита земель от водной и ветровой эрозии, увеличения продуктивности существующих и вовлечения в оборот новых сельскохозяйственных угодий и других мероприятий.
Основными внутренними драйверами, продуцирующими рост в сырьевом секторе агропромышленного комплекса, являются сельскохозяйственные культуры, обладающие высокой эластичностью предложения по цене.
В 2012 г. оду производство зерна составило 70,9 млн тонн, сократившись на 24,7% от уровня 2011 г., что вызвало рост цен на зерно (в 1,8-1,9 раза) во второй половине 2012 г. и I квартале 2013 г., а также снижение объемов российского экспорта зерна на 43%, до 15,6 млн тонн.
В целях сдерживания цен с октября 2012 г. по июль 2013 г. на зерновом рынке осуществлялись товарные интервенции, в ходе которых реализовано 3,71 млн тонн зерна на общую сумму 30,5 млрд рублей. Данная мера позволила снизить уровень цен на основные виды зерновых культур на 20-22% (до 8,5-9 тыс. руб./т) от пиковых значений.
Сбор зерна урожая в 2013 г. в весе после доработки оценивается в размере 90 млн тонн или на 27% выше уровня предыдущего года. Рост производства связан с повышением урожайности в связи с благоприятными агрометеорологическими условиями в основных зернопроизводящих регионах. При этом в ряде регионов Южного и Приволжского федеральных округов отмечались локальные засухи, что привело к снижению производства зерновых культур в указанных субъектах Российской Федерации по сравнению с 2012 г.
С учетом увеличения производства, а также конъюнктуры мирового рынка цены на зерно нового урожая могут понизиться до 6 — 6,5 тыс. руб./т во II полугодии 2013 г. В этих условиях экспорт зерна в сезоне 2013/2014 г. оценивается на уровне 19-20 млн тонн.
В среднесрочной перспективе производство зерна за счет роста урожайности может увеличиться на 43,8% (до 102 млн тонн), а экспорт составит порядка 29 млн тонн. При этом в структуре экспорта прогнозируется рост доли таких видов зерновых как кукуруза, рис, зернобобовые культуры с 8% в 2012 г. до 13 — 15% к 2016 г. Дополнительный прирост урожая зерна в 2016 г. 105 млн тонн с экспортным потенциалом в объеме 30-31 млн тонн напрямую зависит от соблюдения в оптимальные сроки всего комплекса агротехнологических мероприятий, устойчивого спроса, хороших погодных условий.
Развитию зернового рынка будет способствовать снижение тарифной нагрузки (применение понижающего коэффициента 0,33 при перевозках зерна на расстояния свыше 2000 км). Данное решение позволит обеспечить равные условия перевозок зерна для всех производителей зерно избыточных регионов, удаленных от рынков сбыта, и значительно сократить разрыв в стоимости перевозок в зависимости от их дальности, обеспечивая сопоставимый уровень затрат при транспортировке зерна производителей различных регионов.
Также будет осуществляться государственная поддержка, направляемая на модернизацию внутренней и экспортной инфраструктуры, в том числе в рамках Госпрограммы, включая строительство зернового терминала в Дальневосточном федеральном округе, принятие федерального закона «О зерновых товарных складах общего пользования», предусматривающего совершенствование законодательства в части использования зерна в качестве залогового обеспечения при кредитовании сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Рисками развития зернового комплекса в среднесрочной перспективе остается высокая зависимость производства от неблагоприятных агрометеорологических факторов, упрощенная культура земледелия (нарушение севооборотов, низкий объем внесения удобрений), недостаточно развитая инфраструктура экспорта (недостаток перевалочных мощностей в глубоководных портах, ограниченная пропускная способность подъездных путей).
Высокая степень доходности при реализации масличных культур стимулирует сельхозтоваропроизводителей не только к производству традиционных видов, ведению их эффективной переработки, но и создает потенциал к осваиванию ранее менее востребованных культур, например, масличного льна.
В 2013 г. урожай подсолнечника оценивается в пределах 8,9-9 млн тонн. Второй по объему урожай после 2011 г. создаст объективные предпосылки для масштабного выхода подсолнечного масла на мировой рынок в сезоне 2013/2014 г. Предстоящее снижение пошлин по экспорту семян подсолнечника повлияет на объемы вывоза сырья.
Природные катаклизмы на Дальнем Востоке отразятся на потерях урожая сои в данном регионе. Однако частично компенсирующим фактором снижения валового сбора сельскохозяйственной культуры на Дальнем Востоке является ожидаемый хороший урожай в центральной части России, где осуществлено беспрецедентное расширение посевных площадей сои. В итоге в 2013 г. урожай сои оценивается на уровне 1,5 млн тонн против рекордных 1,8 млн тонн в 2012 г. При этом складывающаяся ситуация на рынке сои может привести к неожиданному всплеску цен на соевые бобы.
Так, по предварительным оценкам экспертов, стоимость 1 кг соя-бобов может увеличиться
на 15-20%, так как соя, выращиваемая на Дальнем Востоке, оказывает непосредственное влияние на ценообразование, в том числе в регионах европейской части страны. Рост цен на готовую продукцию будет сдерживаться только конъюнктурой на мировом рынке, где существует тенденция снижения стоимости соевых бобов.
В среднесрочной перспективе под влиянием ряда факторов, таких как перспектива роста мирового спроса и востребованность продукции высокой степени переработки ожидается сохранение тенденции наращивания валового сбора данных культур, в том числе за счет увеличения урожайности культур благодаря внедрению современных инновационных технологий. Снижение экспортной пошлины на семена масличных культур в связи с обязательствами по вступлению России в ВТО (к концу переходного периода семена подсолнечника — 6,5%, но не менее €9,75/т, рапса — 6,5%, но не менее €11,4/т) в условиях наращиваемых производственных мощностей приведет к обострению конкуренции на рынке.
По оценке, выпуск масел растительных в 2016 г. приблизится к рекордному показателю 2012 г.
Пересмотр подходов государственной поддержки в условиях вступления России в ВТО, удорожание ресурсов, депрессивное состояние мирового рынка сахара оказывают давление на развитие отечественного свеклосахарного комплекса.
В последние годы реализация комплекса мер государственной поддержки свеклосахарного комплекса, значительная защита внутреннего рынка от импортного сахара-сырца создали условия для роста инвестиционной привлекательности отрасли и позволили увеличить эффективность производственного процесса. Так, по оценке экспертов, инвестиции в модернизацию и реконструкцию сахарных заводов в 2010-2012 гг. превысили 50 млрд рублей, что позволило увеличить мощность действующих в России сахарных заводов.
По оценке, затраты на производство сахарной свеклы урожая 2013 г. составят около 50 тыс. руб./га, что на 15% выше уровня 2012 г. Поскольку рост затрат не может полностью компенсироваться за счет повышения эффективности, производство сахарной свеклы стало непривлекательным для сельхозтоваропроизводителей и привело к многочисленным отказам от ее возделывания (снижение посевных площадей относительно 2012 г. на 20%).
Действующий уровень ставок импортных пошлин на сахар-сырец с учетом резкого снижения цен на мировом рынке сахара не позволяет обеспечивать необходимый уровень поддержки цен на внутреннем рынке, и как результат, компенсировать рост затрат за счет повышения цен на сахарную свеклу. Особые опасения вызывает возможное изменение уровня ставок импортных пошлин, которое может произойти в рамках Таможенного союза при присоединении Республики Казахстан к ВТО.
Такая конъюнктура приведет уже в 2013 г. к дальнейшему снижению цен в осенний период и, как следствие, к сокращению посевов в 2014 г., падению производства свекловичного сахара и восстановлению импортных поставок сахара-сырца. Доля свекловичного сахара в общем объеме производства сахара-песка может упасть с 92% в 2012 г. до 85% в 2014 г.
По информации Союзроссахара, низкая доходность отрасли является причиной резкого снижения кредитования производства сахарной свеклы и реконструкции сахарных заводов со стороны коммерческих банков. В результате можно ожидать существенного снижения запланированных объемов инвестиций.
Тревожный сигнал — снижение объема потребления, что связано с более широким применением альтернативных подсластителей как химических, так и натуральных. Дальнейшее увеличение мощностей по наращиванию производства глюкозно-фруктозных сиропов создаст предпосылки к снижению спроса на натуральный сахар.
В среднесрочной перспективе прогнозируется выпуск свекловичного сахара в объеме 4200-4500 тыс. тонн.
В результате неблагоприятных погодных условий в 2012 г. на фоне высокого урожая 2011 г. наблюдалось снижение производства плодовоовощной продукции в хозяйствах всех категорий. Однако в 2013 г. ожидается небольшое повышение производства овощей и картофеля.
В среднесрочной перспективе рост доходов населения и смещение потребительского спроса благодаря пропаганде здорового образа жизни, развитие агротехнологий, строительство и модернизация тепличных комплексов, современных мощностей по хранению и первичной переработке будут способствовать развитию плодоовощного сектора.
В 2016 г. рост производства овощей составит порядка 5% к 2012 г. Производство картофеля вырастет на 4%.
Технико-технологическая модернизация и инновационное обновление способствуют дальнейшему развитию отрасли животноводства. Рост производства скота и птицы (на убой) в хозяйствах всех категорий в 2016 г. составит 17% по отношению к 2012 г. Дополнительный рост производства животноводческой продукции может быть обеспечен за счет увеличения объемов господдержки, доведения капитальных объектов до завершающей стадии, увеличения выхода мяса, а также роста доли племенного скота в общей численности поголовья.
В 2013 г., несмотря на риски, связанные с ухудшением финансово-экономического состояния отрасли из-за удорожания кормов, а также адаптации отрасли к условиям ВТО, темп роста производства скота и птицы на убой (в живом весе) составит 105,4% к 2012 г.
Однако негативные тенденции, связанные с существованием эпизоотических рисков, в частности, продолжающимся распространением африканской чумы свиней (АЧС), ящуром, недостатком мощностей по убою и первичной переработке мяса, переизбытком предложения на отдельные виды мяса, приводят к снижению рентабельности отраслей, наращиванию долгового бремени, возникновению дополнительных барьеров при реализации продукции за границу, снижению инвестиционной активности.
В 2014-2015 гг., по оценкам экспертов, свиноводство еще продолжит движение по инерции, но из-за существующих в отрасли проблем в дальнейшем начнет стагнировать. Стабилизация темпов роста производства продукции свиноводства в долгосрочной перспективе находится в прямой зависимости от господдержки свиноводства до 2016 г.
Производство свиней на убой (в живом весе) к 2016 г. вырастет на 15,4% по сравнению с 2012 г., птицы — на 27,5%. Доля импорта свинины в ресурсах (с учетом переходящих запасов) в 2016 г. составит 20% против 25,8% в 2012 г., птицы — 8% против 12,7%.
Характерной особенностью отрасли по производству мяса крупного рогатого скота в ближайшие годы будет запуск серии масштабных проектов в сфере промышленного производства говядины. Благодаря вводу новых производственных мощностей наряду со стабильным платежеспособным спросом со стороны потребителей станет возможным рост показателей по производству крупного рогатого скота (КРС). К 2016 г. рост производства КРС на убой (в живом весе) вырастет на 4,5% к 2012 г. В число стресс-факторов входят неблагоприятная конъюнктура рынка, недофинансирование со стороны федерального бюджета, что в итоге может привести к удлинению сроков окупаемости проектов.
Учитывая развивающиеся негативные тенденции во всех отраслях животноводства, включая молочное, отсутствие существенного уровня государственной поддержки сектора не позволит нивелировать влияние существующих рисков.
Под влиянием различных факторов в последние годы молочный сектор показывает неустойчивую динамику роста. После стагнации отрасли в 2009-2011 гг. в 2012 г. наметились положительные тенденции в развитии производства молока и молочных продуктов. Рост производства в 2012 г. сырого молока составил 100,6% к 2011 г., молочных продуктов — 105,4%.
В 2013 г. наблюдается очередной поворот в экономической динамике молочного сектора, обусловленный ухудшением финансово-экономического состояния предприятий. Удорожание содержания скота из-за дефицита кормов в конце 2012 г. — начале 2013 г. приведет к сокращению поголовья коров (в 2013 г. около 2% к 2012 г.) и, как следствие, к падению производства молока в 2013 г. (96,8% к 2012 г.).
Наблюдаемый процесс снижения надоя молока в хозяйствах населения и параллельный рост в крестьянских (фермерских) хозяйствах в первую очередь обусловлен изменением организационно-правового статуса хозяйств, то есть переходом личных подсобных хозяйств в форму фермерского хозяйства.
Сокращение поголовья коров сказывается на прогнозе показателей в среднесрочной перспективе в связи с продолжительным восстановлением отрасли из-за длительного периода достижения продуктивного возраста коров. Так, в 2016 г. производство молока еще не достигнет показателей 2012 г.
По мнению экспертов, на фоне сложившихся макроэкономических условий и существующего уровня государственной поддержки потенциал роста молочного животноводства во многом исчерпан. Инвестиции, вложенные в сектор с начала реализации национального проекта «Развитие АПК», практически отработаны. Инвесторы не заявляют новых инвестиционных проектов и приостанавливают реализацию уже начатых проектов. Снижение таможенной защиты, постепенная отмена квот на производство молока в Евросоюзе, импорт молочной продукции из Республики Беларусь дополнительно охлаждают намерения предпринимателей.
Дефицит молока одновременно является угрозой для небольших молокозаводов, неспособных вести конкурентную борьбу с крупными компаниями, а также провоцирует рост импорта молокопродуктов и выпуска фальсифицированной молочной продукции. По оценке Национального союза производителей молока (СОЮЗМОЛОКО), объем фальсифицированной молочной продукции на рынке составляет более 4 млн тонн или порядка 10% от объема потребления.
С 2013 г. в рамках Госпрограммы реализуется новый механизм государственной поддержки в виде предоставления субсидий на 1 литр товарного молока первого и высшего сорта. С 2015 г. указанная мера государственной поддержки будет распространяться только на производителей молока высшего сорта, что, с одной стороны, станет стимулом для повышения качества производимой продукции путем перехода предприятий к интенсивным технологиям, с другой стороны, может возникнуть риск снижения валового надоя молока у производителей первого сорта, составляющих большую часть производителей, которые не успеют в переходный период модернизировать производство.
Сложившаяся высокая цена на сырое молоко приводит к удорожанию готовой молочной продукции, что негативно сказывается на потребительском спросе, а также на конкурентоспособности молочных продуктов и отражается на снижении темпов роста производства, в первую очередь, «молокоемких» видов — масла сливочного, сыров. В 2013 г. по отношению к 2012 г. объемы производства масла сливочного снизятся на 2%, сыра и сырных продуктов — на 5%. Развитие данных сегментов, зависимое от объема сырья и импорта молочной продукции, будет носить инерционный характер. В 2016 г. производство сыров может оказаться ниже показателей 2012 г.
Потребительские предпочтения в отношении цельномолочных продуктов поддерживают рост их производства. Так, в 2016 г. по отношению к 2012 г. рост выпуска данной продукции (в пересчете на молоко) составит 12%.
В 2016 г. потребление на душу населения молока и молочных продуктов, по оценке, составит порядка 252,4 кг в год против 246,9 кг в год в 2012 г.
Рыбохозяйственный комплекс
В 2012 г. показатели по добыче (вылову) водных биоресурсов остались на уровне 2011 г., производство рыбы и продуктов рыбных переработанных и консервированных незначительно выросло (101,3%). Так, добыча (вылов) водных биоресурсов в 2012 г. составила 4269,8 тыс. тонн против 4264,7 тыс. тонн в 2011 г., производство рыбы и продуктов рыбных переработанных — 3690 тыс. тонн против 3642 тыс. тонн.
По оценкам Минэкономразвития России, темп роста добычи (вылова) водных биологических ресурсов (ВБР) по итогам 2013 г. составит 102% к уровню 2012 г., рыбы и продуктов рыбных переработанных и консервированных — соответственно 101,4%.
В 2013 г. среднедушевое потребление рыбы и рыбных продуктов останется на уровне 2012 г. (22 кг на душу населения). Росту спроса препятствуют инфраструктурные ограничения, связанные с доставкой отечественной рыбной продукции из регионов Дальнего Востока до Центральной части Российской Федерации.
В прогнозный период показатели рыбохозяйственного комплекса сформированы с учетом реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса».
Ключевые направления государственной экономической политики по развитию отрасли включают:
- создание условий для повышения эффективности добычи (вылова) водных биологических ресурсов;
- развитие научно-технического потенциала и внедрение инновационных технологий;
- обеспечение законного и безопасного промысла водных биоресурсов;
- внедрение механизмов стимулирования обновления рыбодобывающего флота, включая развитие механизма лизинга;
- перевооружение предприятий с целью увеличения объемов выпуска рыбной продукции высокой степени переработки;
- активизация инвестиционной деятельности;
- повышение конкурентоспособности отечественных производителей на внутреннем и внешнем рынках рыбных товаров;
- разработка комплексных мер по развитию системы искусственного воспроизводства водных биоресурсов и аквакультуры.
Немаловажное значение имеет расширение океанического промысла водных биоресурсов за счет наращивания присутствия РФ в исключительных экономических зонах зарубежных государств, конвенционных районах и открытой части мирового океана.
В 2013 г. бюджетные ассигнования на финансирование рыбохозяйственного комплекса предусмотрены в размере 10,6 млрд рублей. В 2014 г. доведенные лимиты бюджетных средств составляют 10,2 млрд рублей, в 2015-2016 гг. по 10,4 млрд рублей ежегодно.
В 2016 г. прогнозируется рост объемов водных биоресурсов на 5,4% к уровню 2012 г. Объемы производства рыбы и продуктов рыбных переработанных и консервированных в 2016 г. вырастут на 5,3% к уровню 2012 г.
Однако учитывая, что подавляющее большинство объектов добычи (вылова) являются природными ресурсами (водные биоресурсы) и подвержены значительному воздействию состояния природной среды в целом, а также имеют цикличный характер роста численности, не всегда поддающийся точному прогнозированию, существует вероятность сокращения численности основных промысловых видов водных биоресурсов, что в свою очередь может отразиться на объемах добычи и производства товарной пищевой рыбной продукции.
В прогнозный период предусматривается продолжение замещения импортной рыбной продукции на внутреннем рынке отечественной при одновременном наращивании экспорта конкурентоспособной рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью. Рост экспорта свежей или охлажденной рыбы в 2016 г. к уровню 2012 г. составит 2,3% (1690 тыс. тонн), экспорт рыбы переработанной и консервированной вырастет на 5% (21,1 тыс. тонн).
В течение 2013 г. будет наблюдаться сокращение роста импортной рыбной продукции переработанной и консервированной, что связано с сокращением объемов добычи (вылова) отдельных видов ВБР у импортеров. По оценке, импорт упадет на 3,4% к уровню 2012 г. (114,6 тыс. тонн), а в 2016 г. к 2012 г. сократится на 3,6%.
Однако в условиях устойчивого спроса увеличится ввоз свежей или охлажденной рыбы (103% к уровню 2012 г.), в 2016 г. к уровню 2012 г. — на 3,8%. Тем не менее, доля импорта свежей рыбы в ресурсах сохранится в пределах 23-24%. Позитивным фактором в развитии отечественного рыбного рынка в среднесрочном периоде служит сокращение в общем объеме импорта рыбы и морепродуктов доли переработанной и готовой рыбной продукции, рыбной консервации и филе.
По оценке, производительность труда в рыбной отрасли в 2016 г. вырастет на 33% к уровню 2011 г.
За счет интенсивного роста уловов в пресноводных и внутренних водоемах, расширения присутствия рыбопромыслового флота России в открытых частях Мирового океана, наращивания производственных мощностей будет обеспечен дополнительный прирост улова (на 2 процентных пункта) за 3-летний период.
Некоторые фермеры приступили к закупкам техники для заготовки кормов. В ООО Агромэн появилась возможность купить недорогие плющилки зерна Murska для фермеров.