Компания Aimo Kortteen Konepaja Oy и ее основатель Аймо Корте за многие годы активной работы на российском рынке стали синонимом надежности, финской основательности и инновационности. Компания столкнулась с большой бедой, когда Аймо попал в аварию в Санкт-Петербурге в мае 2017 года. Отец Murska, как его называли в России, ушёл. Большие сапоги, которые прошли много километров, опустели. Сегодня компанию возглавила дочь Аймо – Терхи. Семья и бизнес-партнеры посчитали важным и дальше развивать дело в России, где у компании много постоянных клиентов, ведь так сделал бы сам Аймо Корте. О том, как полвека назад идея переросла в прибыльный бизнес, и какие приоритеты развития у компании сегодня, в интервью СХВ рассказала Терхи Корте.
У вас в России очень много клиентов. Компания Aimo Kortteen Konepaja Oy вышла на наш рынок в 1996 году и вместе со всеми прошла кризисы, падения и взлеты экономики. Как вы оцениваете перспективы сотрудничества с нашей страной сегодня?
Действительно, клиентов и деловых партнеров в России у нашей компании много. Мы продолжаем со всеми сотрудничать. Но российский рынок такой огромный и меняющийся. Я думаю, что для значительного числа недавно работающих агрокомпаний и фермерских стартапов, которые сейчас очень популярны в вашей стране, деятельность Aimo Kortteen Konepaja Oy, вполне возможно, и не очень знакома. Так что поле для развития деятельности, по-прежнему, огромно.
Ваша компания, в первую очередь, ассоциируется у покупателей с брендом плющилок для зерна со звучным для русского уха названием Murska. С чего начиналась Murska, и какими еще изобретениями компании вы гордитесь?
Создание технологии Murska – из разряда историй про «не было счастья, да несчастье помогло». Появилась она в 1969 году, который был трудным для сельского хозяйства страны. Проблемы с сохранением нового урожая зерна были и в хозяйстве Корте в деревне Ниемелянкюля в Юливиеска. Мой отец, которому тогда было 25 лет, вместе со своим старшим братом Гуннаром и с соседом-фермером Ээро Яатиненом придумали и разработали опытный образец вальцовой мельницы Raju, которую Аймо сам изготовил в своем хозяйстве. Инновация заключалась в том, что машина позволяла сплющить влажное зерно и затем герметично заложить его на хранение. Испытания плющилка прошла успешно. Хозяйство сохранило свой урожай. Изобретение братьев Корте вызвало большой интерес. Такие машины захотели иметь не только фермеры ближних, но и более дальних деревень. Пресса также заинтересовалась таким прекрасным изобретением. Серийное производство мельниц Raju началось в 1971 году, а маркетинг осуществлялся совместно с фирмой Kone Sokos. Несколько лет спустя фирма Kesko начала продавать плющилки под брендом Murska.
Аймо Корте с первой плющилкой, 1969 год
Разработки для оптимизации сельскохозяйственных производственных процессов продолжались. Чуть позже были созданы планировщики для тракторов. Ежедневно их производили примерно по 20 штук. Третьим важным изобретением стали ободья Raju, позволяющие двигаться по влажным полям и не уплотнять почву. Kesko взяла на продажу расширяющие ободья для спаривания колес с замковым и цепным креплениями в 1980-х годах. По сочетанию прочности, долговечности, скорости крепления и дешевизны у ободьев не было конкурентов на рынке.
За 50 лет компания, благодаря инновационным изобретениям для сельского хозяйства, прошла путь от бизнес-идеи до крупного производства, поставляющего продукцию на экспорт в десятки стран. Что определило успех?
Думаю, главное – это качество, которое всегда было приоритетом нашей компании. Растущие продажи стали лучшим доказательством надежности новых продуктов. Мельницы Raju сразу стали востребованы, начали поступать заказы. Так семейная ферма под управлением братьев Корте стала заниматься производственной деятельностью. Прокатный станок для ободьев, также разработанный Аймо и изготовленный собственными силами, обеспечил ежегодное производство до 3 тысяч пар.
В 1983 году наш взгляд переместился через границы Финляндии, и началась экспортная торговля. Первой страной для экспорта была Великобритания, но вскоре последовали другие европейские страны и страны Ближнего Востока. Например, сотни планировщиков были проданы в Саудовскую Аравию.
Значимость экспортных продаж в обороте компании росла, и установленный порог в 50% экспортного оборота был достигнут, как и было запланировано, в течение десяти лет. Наше оборудование получило заслуженное внимание. В Великобритании технология Murska вместе со своим дилером Kelvin Cave ltd получила престижную награду Prince Philip Awards за пригодность этого метода для сельского хозяйства Великобритании.
Что представляло само производство? Как финское фермерское хозяйство выросло в крупный производственный объект?
Изначально производство располагалось, в основном, на нижнем этаже жилого здания. С ростом числа заказов был построен новый промышленный цех, который постепенно заполнялся необходимой техникой и оборудованием. Здание имело длину 110 метров и ширину 20 метров. В цеху начали выделяться отделы для различных этапов производства, была малярная мастерская. Мои самые ранние детские воспоминания о начале 1980-х годов – мимо нашего двора с грохотом проезжают грузовики. Я также помню пожарные машины, когда произошел пожар на заводе. К счастью, огонь не сильно распространился, но люди выносили из огня свое сварочное оборудование, чтобы сохранить рабочие места. Сегодня Aimo Kortteen Konepaja Oy была и остается основным работодателем для городов Юливиеска и Алавиеска. В последние годы на заводе есть работники даже из заполярного Оулу.
С чего началась ваша работа в семейной компании? Остались ли те, кто в компании с момента основания?
Еще в дошкольном возрасте я обеспечивала обмен текстовыми сообщениями, ведь тогда не было ни мобильной связи, ни интернета. Я носила записки между конторой и производством, варила кофе в офисе. Когда я подросла и стала физически сильнее, стала собирать цепочки для ободьев в готовые к отправке комплекты.
Среди нынешних сотрудников есть люди, которые работали в компании с самого начала. Это и есть семья Murska, в основе которой – добрые долгосрочные отношения между работодателем и работниками, а также с клиентами.
Как началось освоение российского рынка? В 1990-е мы были открыты для всех, но только учились азам рыночной экономики. Наверное, было непросто?
С момента начала продаж в 1996 году Россия сразу стала для Aimo Kortteen Konepaja Oy крупным торговым партнером. Быстрыми темпами развивалась дистрибьюторская сеть. В течение 21 года Аймо очень много работал по всей России и за это время подружился со многими владельцами хозяйств и лицами, принимающими решения на высоком уровне. Я помню, как он рассказывал истории о поездках по России, о людях, которых он встречал, и о событиях, в которых участвовал. Президенты разных республик, министры сельского хозяйства, главы регионов, предприниматели становились знакомыми по этим историям. Отец всегда с теплотой вспоминал людей, которых он встречал. Сегодня главы аграрных хозяйств в различных регионах России хорошо знают метод Мурска и на деле видят преимущества нашей технологии. Аймо Корте был очень популярным и уважаемым человеком в России, а также в других странах. Его вспоминают с теплотой.
Министр сельского хозяйства РФ Д. Н. Патрушев и Терхи Корте
Теперь вы возглавили семейное дело, которое за полвека выросло до крупной международной компании, лидера рынка. Какие направления в работе сегодня приоритетные?
Меня выбрали генеральным директором. На этой должности я сменила отца. Назначение спокойно и с одобрением приняли на заводе, на рынке и все заинтересованные стороны.
Приоритеты компании сегодня – это энергичное и быстрое обновление. Были решены различные операционные задачи, внедрена система LEAN (бережливого производства). Искали и нанимали новые ключевые фигуры, а среди старых сотрудников выдвигались новые ответственные лица. Было проведено бесчисленное количество встреч, совершенствовалась передача информации, спланирован и реализован новый способ работы. Персонал также активно участвовал в закладке основ нового будущего. Эта непростая и важная работа по оптимизации бизнес-процессов компании вновь показала, что мы – одна семья.
Я, конечно, понимаю, насколько важно продолжать развивать не только завод, но и нашу продукцию, которая должна соответствовать современным требованиям и даже предвосхищать их. Новейшей разработкой стал наш флагман Murska 4000, выпущенный к юбилею компании и представленный на выставке Koneagria в Ювяскюля. Новая модель M4000 вызвала большой интерес среди крупных фермеров Финляндии и подрядчиков. Новинка предназначена для плющения в крупных хозяйствах. Производительность составляет до 80-100 тонн в час. Ее можно заказать только с ленточным транспортером, а в стандартной комплектации плющилка оснащена очень прочными супервальцами. Консерванты должны размещаться на своей подставке или на тележке рядом с машиной.
Машина для плющения зерна Murska-4000, производительностью 100 тн/час
Чем вы сами объясняете востребованность метода и технологий Murska?
Сегодня, как и в 1969 году, разработанная технология, которая уходит глубокими корнями в поля и опыт из Юливиески, и эффективность которой доказана многочисленными отечественными и зарубежными исследованиями, остается действенным способом решения не самой простой задачи кормления скота. Эффективность «метода Мурска», востребованного в производстве молока, мяса и птицы по всему миру, обусловлена тем, что корм оптимально переваривается в пищеварительном тракте животных. Технология Мурска также обеспечивает создание безопасного и прослеживаемого корма, меньший углеродный след, сводит к минимуму транспортные перевозки, устраняет экологическую и экономическую нагрузку от сушки, а также повышает гарантированность сохранения урожая и естественным образом снижает число токсинов в пищевой цепи. Оптимальный и вкусный корм способствует здоровью и благополучию сельскохозяйственных животных. Именно так Murska вносит свой вклад в решение многих глобальных проблем сегодняшнего дня.
Какие принципы работы компании, заложенные и сформированные в течение 50 лет, точно не будут меняться?
Мы остаемся на изначально выбранном пути: предлагаем хозяйствам быть производительными и работать в гармонии с природой. Неизменным остаются отношения внутри компании и с нашими партнерами. Хотелось бы поблагодарить всех работников завода, нашу дилерскую сеть за их многолетний труд и работу по продвижению этой прекрасной технологии. Без надежного и доверительного сотрудничества компания не сможет работать. Большое спасибо всем, кто верит в нашу технологию и приобретает в свои хозяйства мельницы Murska и другое оборудование Aimo Kortteen Konepaja Oy. Я желаю вам отличного следующего сезона, с солнечным теплом и достаточным количеством дождей, чтобы цвели цветы, а природа предлагала лучшее. Давайте ценить это, максимально используя имеющиеся возможности, бережно и с любовью относясь к земле.
Терхи Корте на 50 летнем юбилее компании
Сегодня, на мельницах плющилках с брендом Murska, работают в 54 регионах Российской Федерации и в нескольких десятках стран мира.